Уличная мода

Всего несколько лет назад появился такой термин, как Street fashion. Основа этого стиля – беззаботность, удобство и безграничное разнообразие. Для уличной моды совершенно не важно, истрачено ли на вещь целое состояние или же она нашлась на дне прабабушкиного сундука. Важно другое: результат комбинации вещей и новый созданный образ.

Как в моду глядели

Мода — то, что красиво либо кажется красивым в настоящее время; принятый частью общества либо навязываемый обществу в коммерческих (!) интересах эстетический образец. Определение я позаимствовала из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства. А добавив к столь знакомому и понятному слову «мода» всего лишь одно прилагательное, получим совсем иное явление.

Зарождение уличной моды началось в 50 - 60-х годах XX века, когда одежда стала более эклектичной, смелой и разнообразной. Короткие юбки удлинились до пят и обрели яркие принты в стиле хиппи, джинсы беспощадно резались на коленках и не только, на куртках и жакетах стали появляться всевозможные заклепки, булавки, молнии. Тенденция раскрепощения в одежде была связана с новыми социальными настроениями: появилось больше свободы, самостоятельности и независимости. Молодым людям захотелось выделиться, противопоставив свою индивидуальность скучному и обыденному взрослому стилю.

Ложка нрава в бочке моды

Street Fashion сегодня – это мода, которая отнюдь не продиктована материальными факторами, политикой или коммерцией. Она вся – проявление необычности уличных лиц, образов. Уличная мода приковывает внимание, рождает абсолютно разные реакции. Порой она воспринимается как предел стиля и вкуса, а иногда - как клоунада. Но, тем не менее, продолжает уверенно шагать по улицам больших городов. Потому что уличная мода сегодня предоставляет любому человеку возможности свободного выбора собственных эстетических установок, увлечений и просто настроения.

Стрит фэшн для многих стал не просто стилем, а образом жизни и даже мышления. А все потому, что мохнатые шубки, бесчисленные шарфы, солнечные очки в дождь, множество винтажных платьев, бабушкиных юбок и дедушкиных картузов, секондхэндных копеечных тряпок создают уникальный образ человека. А самодельные вещи – сшитый из платочков сарафан, виниловая пластинка, переделанная в сумку, гордо доказывают, что уличная мода не имеет ни рамок, ни границ.

Дизайнер по одежде - модельер Мария Скаморина поделилась своим мнением: «Мода, дух одежды витает в воздухе, и мне очень нравится этот дух улавливать, предвосхищать. Вот когда я неосознанно надеваю длинную-предлинную юбку, изрисованную турецкими огурцами, а вместе с ней джинсовку из секонда, заплетаю волосы в косы и иду по улицам гулять - красота, наслаждение! А потом, даже не на следующее лето, а через пару годков, так одеваются уже очень многие - вот что это, как не всеобщий дух, ноосфера? И это очень интересно для меня. В последнее время даже специально хочется выдумать что-нибудь эдакое, чтобы посмотреть, будет оно носиться через несколько лет или нет... Когда у меня серое, «мышиное» настроение и не хочется, чтобы меня видели, я одеваюсь поскромнее. А когда весело на душе, свободно, хочется размаха рук и растрепанных кос - тогда и одеваюсь соответствующе. Для меня одежда - это продолжение меня и способ удержаться в нужном настроении, поймать волну, нотку души, зацепиться и уже не отпускать».

«Для меня, - продолжает Мария, - самая любимая и лаконичная одежда - платье. Ни отнять, ни прибавить. Но я люблю такие платья, чтобы прям отвал башки: подол из воротника, а рукава на заднице, грубо говоря. Такое нахожу редко, поэтому стараюсь шить. Еще люблю платья подчеркнуто строгого, учительского стиля. С золотыми кружевными воротничками, манжетиками и малюсенькими пуговичками, обтянутыми тканью. Мне нравится придумывать сочетания цветов, вдохновляясь живописью, природой. Вот, например, такое: предгрозовое, темно-синее, почти черное небо и зрелая листва. Красиво?»

Уличные модники не боятся ставить эксперименты над своим стилем, сочетая последние модные тенденции со старыми вещами из секонд-хэндов. Вдохновение для формирования внешнего вида они черпают не из глянцевых журналов, а из научно-фантастических фильмов конца прошлого века, в современной живописи и в стрит-арте. Но важна умелая импровизация, без которой результат скучен, однообразен, а иногда безвкусен и неуместен.

Экс-модель, фотограф Ксения П., считает: «Уличная мода – живой организм, пульсирующий разнообразием стилей, субкультур, вариаций, находок... Между уличной и высокой модой происходит постоянный взаимообмен идеями. Уличная мода является питательной средой для многих дизайнеров. А городские модники, в свою очередь, часто вдохновляются новинками фэшн-индустрии, перерабатывая их по-своему и перенося на улицы. Но как в высокой, так и в уличной моде всегда есть опасность угодить в ловушку трендов и клише. Уличная мода в этом смысле ярко демонстрирует динамику возникновения и распространения идей. То, что появляется как свежая, оригинальная выдумка, спустя время подхватывается массами, и, в конце концов, ты уже видишь её на каждом втором. Задумка перестаёт быть оригинальной и сменяется новыми. Важно уметь балансировать на грани: быть модным, но не становиться очередным воплощением шаблонов. Брать на заметку идею и развивать, добавлять, вдохновляться, придумывать новое в соответствии с индивидуальными вкусами и по мере распущенности своей фантазии. Видишь модную идею, набирающую популярность в массах, – не попадайся в её сеть, сделай по-другому, сделай наоборот, вдохновись и создай новое, своё. Настоящие уличные модники чувствуют эти течения, не останавливаются, ищут и изобретают. В этих постоянных находках-выходках и есть суть уличной моды»

С миру по нитке

Зародившись как устойчивое явление в Японии, уличная мода сегодня уже лихо перешагнула все возможные границы и распространилась по всему миру. Европейцы, в частности жители Нидерландов, Италии, Франции и Финляндии, массово используют в одежде смелые и оригинальные вещи. То есть уличная мода Европы не боится излишней яркости и необычности, нестандартных комбинаций и неожиданных аксессуаров. Сложно встретить двух одинаковых, даже похожих между собой, людей, несмотря на то, что брендовые магазины и торговые центры, в принципе, одни и те же.

В одном из парков Амстердама на велосипедной прогулке мне удалось пообщаться с девушкой по имени Стере (Sterre от нидерландского sterre – «звезда»). Она, любительница велосипеда, была обута в не слишком удобную для этого транспорта обувь – достаточно дорогие туфли на высоченной платформе и каблуке. Кроме того, на ней были грязно-серые легинсы «бомж-стайл» и широченный джемпер с психоделическим орнаментом. На шее повязан легкий яркий шарф, который составлял не менее 1,5 метра в длину. Мне, любопытствующей, она ответила так: «А какая разница, в какой обуви ездить на велосипеде? Никогда даже не задумываюсь об этом. Что касается одежды, то тут я нацепляю на себя то, что наиболее соответствует моему настроению. Сегодня я не очень-то выспалась, поэтому мне захотелось одеться в серое, неприметное. Но вот с моим любимым шарфом я не хочу расставаться, он практически всегда на мне. Я редко когда ориентируюсь на фотографии из модных журналов и Интернета. Одеваюсь я долго, всегда прислушиваясь к самой себе. Цена, новизна, презентабельность вещи – дела не важные. Важен настрой. Что внутри меня, то и на мне».

А в кофейне Милана я как-то пообщалась с дамой лет тридцати пяти. Ухоженная, стройная, она была одета в сшитый из пестрых лоскутов сарафан в пол, меховую жилетку, на ногах - удобные балетки, в руках - бесформенная сумка огромных размеров. Как выяснилось, дама шьет себе вещи самостоятельно, полностью игнорируя модные предписания и тренды. Из купленных вещей у нее только обувь и сумки, и те приобретены в секондах.

Если нельзя, но очень хочется, то — модно

Уличная мода позволяет некие «личные вольности» и дает возможности стать уникальной и интересной личностью. Но, несмотря на прогрессивность и независимость, такой подход к выбору одежды в России еще не совсем прижился. Современная культура делает очень много для того, чтобы люди были одинаковыми, создает некие стандарты, которым ты либо соответствуешь, либо нет. Соответствие наступит, только если приобрести вещь определенного бренда, продающегося по определенной цене. В сегодняшнем мегаполисе трудно остаться собой на фоне давления общественного мнения и набирающих господство торговых марок.

Но street fashion как совокупность неповторимых индивидуальностей набирает скорость и обороты. И раз это так, универсальная формула уличной моды – неизбитый, незамыленный взгляд на красоту, желание и смелость проявить свой собственный неповторимый стиль и вкус – приживется и у нас в стране. Дизайнеры Мерседес-Бенца не только искусно замаскировали 520 см длины машины, главное – они сделали новый флагман гораздо более солидным, чем предыдущий.